Поиск
Close this search box.
#МыВместе #СвоихНеБросаем
#МЫРОССИЯ #КуZбасс

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Профилактика нарушения осанки у детей

Основным средством профилактики нарушения осанки является правильная организация статико-динамического режима,который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребёнка. По направленности эти воздействия могут иметь как повреждающий характер (например, двигательное нахождение в неправильных статических позах), так и лечебный (физическая культура и специальная гимнастика).

Правильный статико-динамический режим предполагает соблюдение следующих условий:

1.Постель ребёнка должна быть полужёсткой,ровной,устойчивой, с невысокой,лучше ортопедической подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучить ребёнка спать на спине или на боку,но не свернувшись «калачиком».

2.Днём ребёнок должен лечь и отдохнуть 1-1,5 часа для того, чтобы нормализовать тонус мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник. Только при регулярной смене вертикального и горизонтального положений обеспечивается правильный обмен веществ в межпозвоночных дисках.

3.Время непрерывного пребывания дошкольника в положении сидя не должно превышать: для 2-3-летних детей-не более 10 минут, для 3-4-летних-не более 15 минут, для 4-5 -летних-не более 20 минут, для 5-6-летних-не более 25 минут, для 6-7-летних-не более 30 минут. Причём, через каждые 10 минут проводится физминутка.

4.Ребёнок должен ежедневно заниматься гимнастикой.

5.Необходимо правильно организовать рабочее место ; освещение должно быть рассеянным и достаточным.

6.Детская мебель должна соответствовать следующим требованиям:

-высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребёнка до поверхности стола была около 30 см. Это легко проверить путём простого теста: если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза;

-высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90 градусов;

-желательно иметь опору для шейного и грудного отделов позвоночника,а также опору для стоп,чтобы не  вызывать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статическом режиме.

7.Необходимо научить ребёнка сидеть в правильной рабочей позе во время письма,чтения под контролем педагогов и родителей. Правильная, симметричная установка различных частей тела производится последовательно,начиная с положения стоп:

-стопы в опоре на полу или на скамейке;

-колени над стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым или небольшим тупым углом);

-равномерная опора на обе половины таза;

-между грудью и столом-расстояние от 1 до 2 см;

-предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе,плечи симметричны;

-голова немного наклонена вперёд,расстояние от глаз до стола около 30 см;

-при рисовании альбом повёрнут на 30 градусов, нижний левый  угол листа, на котором рисует  ребёнок, должен соответствовать середине груди.

8.Не рекомендуется носить сумку или пр. в одной и той же руке, лучше дать ребёнку ранец.

9.Нужно постоянно бороться с порочными позами. Так называемое косое положение плечевого пояса при рисовании-когда левая рука свешена со стола, или косое положение таза-когда ребёнок сидит с ногой, подложенной под ягодицу, или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу,согнув другую в колене; эти и другие порочные позы приводят к нарушениям осанки.

10.Нужно освободить ослабленного ребёнка,имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий,связанных с длительным сидением или ассиметричной статичной позой.

11.Ребёнок должен получать правильное и сбалансированной питание, обеспечивающее,в соответствии с возрастом,достаточное поступление пластических и энергетических веществ, макро-и микроэлементов. Характер питания во многом определяет состояние костной ткани, связочного аппарата и «мышечного корсета».

Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей,можно сказать,что статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений,должен сопровождаться постоянным и тотальным «ортопедическим  надзором» со стороны родителей и воспитателей.

В детском саду проводится большая работа в данном направлении: гимнастика, прогулки,физкультурные занятия , различные игры, игровые занятия, спортивные упражнения и многое другое. Но лишь совместные усилия воспитателей и родителей могут привести к положительным результатам.

Примерный комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки      

1.И.п.-стоя,ноги врозь на скакалке,концы её в обеих руках. Круглый полуприсед,руки вперёд,кисти соединить.

2.И.п.-то же. Повороты туловища вправо и влево.

3.И.п.-о.с.на скакалке,руки вперёд.1-отвести правую (левую) ногу назад на носок,руки в стороны;

2-и.п.; 3-4-тоже,с другой ноги.

4.И.п.-о.с.,скакалка вдвое. 1-наклон вперёд; 2-приподнимая носки, продеть скакалку под стопы; 3-приподнимая пятки,присесть,скакалку назад; 4-встать, дугами кверху,руки вниз; 5-8-упражнения выполнять в обратной последовательности,руки не сгибать.

5.И.п.-лёжа на животе,руки вперёд,скакалка сложена вдвое,концы в обеих руках. 1-поворот туловища налево, приподнимаясь над полом (скакалка вертикально); 2-то же в другую сторону.

6.И.п.-то же. 1-2-мах скакалкой назад, одновременно сгибая ноги. Накинуть скакалку на стопы; 3-6-прогнуться,держать; 7-8-и.п.

7.И.п.-лёжа на спине,скакалка под стопами ног, концы её в обеих руках,руки в стороны. 1-поднять ноги вперёд,руки вперёд; 2-опуская ноги,перейти в сед; 3-лечь,ноги вверх; 4-и.п.

8.И.п.-то же,скакалка вверху. 1-перемах скакалки через ноги; 2-поднять ноги, коснуться носками за головой,скакалка натянута; 3-4-и.п.

9.И.п.-скакалка лежит на полу, стоя,скакалка между ног. Прыжки-ноги врозь,скрестно.

Ритмика.

1.»Гномик».Ходьба на пятках в полуприседе,руки на поясе.

2.»Чебурашка».И.п.-о.с.Стоя,ноги врозь,руки за голову. 1-2-полуприсед на правой с наклоном вправо, коснуться локтем правого колена; 3-4-то же в другую сторону.

3.»Паровоз». Имитировать движение колёс паровоза руками. И.п.-стоя,одна нога впереди,другая сзади.

4.»Ножницы». И.п.-ноги врозь. Скрестные движения руками с постепенным наклоном вперёд. То же, выпрямляясь.

5.»Винтик». И.п.-стоя, ноги врозь,руки за голову,поворот туловища направо-налево.

6.»Карусель». И.п.-упор лёжа. Переступание по кругу вправо,то же влево.

7.»Лягушонок».И.п.-лёжа на животе на предплечьях. 1-согнуть правую ногу в сторону; 2-то же левую ногу; 3-4- и.п.

8.»Веретено». И.п.-лёжа на животе,руки под подбородком. 1-поворот голеней вправо,коснуться ими пола.

9.»Подъёмный кран». И.п.-сед.Согнув правую ногу,правая стопа под коленом левой. 1-поднять ноги вверх; 2-и.п.,левую не сгибать; 3-4-то же другой ногой.

Дата обновления страницы: 26.11.2020