Закаливание составляет важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.
Закаливание — это важное условие предупреждения охлаждения организма и профилактики острых респираторных заболеваний.
В основе закаливания детей должны быть следующие факторы:
· закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня;
· закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности (силе);
· закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;
· закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка (нормальная температура воздуха и соответствующая одежда);
· допустимо использование различных сочетаний закаливающих воздействий в зависимости от конкретных условий дошкольных учреждений.
Для реализации этих факторов нужна система закаливающих мероприятий, включающая элементы закаливания в повседневной жизни, органично вписывающиеся в каждый режимный момент, и специальные закаливающие воздействия. При закаливании дошкольников круглый год максимально должны использоваться естественные природные условия. Как известно, воздействие воздуха (воздушные ванны за счет облегчения одежды, во время переодевания ребенка, утренней гимнастики, прогулки и т. п.) является более слабым раздражителем, чем вода (обливание, обтирание и т. п.), обладающая большей теплоемкостью. Поэтому воздушные ванны можно проводить длительно, тогда как водные процедуры только кратковременно.
Первым требованием при проведении закаливания детей в дошкольных учреждениях является обеспечение комфортных условий для жизнедеятельности организма. Это — прежде всего свежий воздух и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка, способствующие поддержанию нормального теплового состояния.
Бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается постоянным односторонним и периодическим сквозным проветриванием, что создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. В холодный период года сквозное проветривание проводят кратковременно (5—7 минут) в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4—5°, и она может опускаться до -(-14—16 °С.
При нахождении детей в группе температура воздуха должна соответствовать гигиеническим нормативам.
Оптимальные величины температуры воздуха в групповых помещениях
Возраст детей
|
Суровый климат
|
Умеренный климат | Жаркий климат |
До 3 лет |
+23 °С±1° |
+ 22 °С+1° |
+21 °С±1° |
3—4 года |
+22 °С±1° |
+21 °С±1° |
+20 °С±1° |
5—7 лет |
+21 °С±1° |
+ 20 °С+1° |
+ 19 °С±1° |
В реальной жизни температура воздуха не всегда соответствует нормативам, а бывает как выше, так и ниже нормы. При этом комфортное тепловое состояние должно поддерживаться с помощью или облегчения, или, наоборот, дополнительного утепления одежды.При таких температурах на детях должна быть двухслойная одежда (майка, рубашка или платье) и гольфы (носки).
Одежда детей в групповых помещениях
Температура помещения |
Одежда |
+ 23 °С и выше |
Тонкое хлопчатобумажное белье, легкое хлопчатобумажное платье (рубащка) с короткими рукавами, носки, босоножки.
|
+ 21—22 °С |
Хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинным рукавом, колготы для детей 3—4 лет, гольфы, туфли для детей 5—7 лет. |
+ 18—20 °С |
Хлопчатобумажное белье, плотное хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинным рукавом, колготы для детей 3—4 лет, гольфы, туфли для детей 5—7 лет.
|
+ 16—17 °С |
Хлопчатобумажное белье, трикотажная кофта, трикотажное или шерстяное платье (рубашка) с длинным рукавом, колготы, туфли (теплые тапочки). |